Буя́н — сказочный лубочный остров-град в русском фольклоре — сказках и заговорах. Стал особенно широко известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень — у того все желания исполняются.
В качестве предположительных неисторических визуальных реальных прототипов острова-града Буяна называют заграничные острова Рюген и Борнхольм (имеющие, однако, не по одному, но по несколько городов и поселений каждый), а также остров-град Свияжск.
В составе архипелага Северная Земля имеется реальный остров Буян, но он открыт значительно позднее, чем появились сказания о сказочном острове.
Ала́тырь-ка́мень (латырь) — в русском фольклоре «всем камням отец», близ которого упала Голубиная книга.
В заговорах и сказках также упоминается как «бел-горюч камень».
Алатырь расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.
Этимология слова «алатырь» вызывает трудности. Слово неудовлетворительно пытались объяснить через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). По мнению О. Н. Трубачёва, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно точке зрения В. В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия.
Лысая Гора-Согласно легендам, ведьмы и другие сказочные существа регулярно собирались на «лысых горах», где устраивали шабаши. Упоминания лысых гор встречаются в многочисленных исторических и литературных источниках, в том числе в произведениях Николая Гоголя и Михаила Булгакова (который использовал образ лысой горы в своём романе «Мастер и Маргарита» как место распятия Иешуа), а также в творчестве Модеста Мусоргского. Также Лысая Гора упоминается в повести Братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» как место проведения «слётов» ведьм и прочей нечистой силы и в серии книг про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева фантаста Дмитрия Емца. Так же Лысая гора упоминается в книге Ольги Громыко "Профессия: ведьма"
Достоверных сведений о происхождении культа лысых гор нет. В списках исследователей числятся десятки предполагаемых «лысых гор» на Украине и в Польше. Наиболее известной из них является Лысая гора в Киеве."Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…" — пишет Владимир Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа»
Кроме того, следует упомянуть, что словосочетанием «лысая гора» переводится название Голгофа. Как известно, согласно Евангелию, Христос был распят на Голгофе. Характерна связь названия «лысая гора» с ведьмиными шабашами, характеризующимися языческими ритуалами и яркой антихристианской направленностью. Достаточно упомянуть, что согласно фольклору, в шабашах на лысой горе участвовал сам Сатана во всевозможных воплощениях. В ряде случаев он представляется как черный козел, с участием которого производятся обряды (зачастую имеющие сексуальную подоплеку), о которых отзываются не иначе как о «богомерзких» и «противоестественных». Некий дуализм в восприятии массовым сознанием образа «лысой горы» как, с одной стороны, священного для всех христиан места распятия Христа, куда стекаются толпы паломников со всех уголков мира, а с другой стороны, как места, где проводятся наиболее антихристианские и дьявольские обряды, представляется особенно интересным.